Опровержение сведений, порочащих деловую репутацию

Гражданское законодательство РФ в статье 12 ГК РФ устанавливает открытый перечень способов защиты прав и интересов граждан и организаций.

К одному из таких способов в соответствии со статьей 152 Гражданского кодекса РФ относится опровержение сведений, порочащих деловую репутацию соответствующего лица.
Как установлено п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 года № 3, требование об опровержении порочащих деловую репутацию сведений может быть предъявлено:

  • В адрес лица, распространившего соответствующие сведения;
  • Напрямую в суд, без предварительного обращения к лицу, которое распространило порочащие сведения.

 

При этом право выбора порядка предъявления требования предоставляется непосредственно лицу, в отношении которого были распространены порочащие сведения, не соответствующие действительности.

В соответствии с пунктом 17 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного суда РФ – способ опровержения порочащих сведений указывается в резолютивной части судебного решения,  а также при необходимости в судебном решении определяется текст опровержения порочащих сведений, не соответствующих действительности, который должен содержать:

  • Какие конкретно из распространенных сведений являются порочащими и не соответствующими действительности;
  • Когда данные сведения были распространены;
  • Как данные сведения были распространены (то есть, каким способом).

Помимо указанного в судебном решении также указывается срок, в течение которого должно быть опубликовано соответствующее опровержение порочащих сведений.

Как правило, при удовлетворении требований об опровержении порочащих сведений, суд устанавливает, что соответствующие сведения должны быть:

  • Опровергнуты в том же самом издании (газете, журнале, телепередаче и т.д.), на сайте и т.д., а также в отдельных случаях при наличии возможности (к примеру, применительно к сайтам) вовсе удалены;
  • Располагаться в том же самом месте, где ранее были размещены порочащие сведения, не соответствующие деловой репутации; к примеру, применительно к изданию – указывается рубрика, страница и полоса, на которой должно быть размещено опровержение; применительно к сайту – указывается раздел сайта, в котором должно размещаться опровержение;
  • Срок публикации опровержения в большинстве своем не превышает 10-15 рабочих дней с даты вступления в законную силу решения суда, или в случае периодичности выпуска того или иного издания – соответствующее опровержение публикуется в ближайшем выпуске данного издания;
  • Объем текста с опровержением порочащих сведений должен занимать объем не менее объема опровергаемых сведений (к примеру, Постановление ФАС Московского округа по делу N А40-114771/09-51-949);
  • Вид и размер шрифта, его цвет и оттенок должны соответствовать шрифту, которым были выполнены порочащие сведения, не соответствующие действительности.

 

 

Добавить комментарий